Приобщаясь к знаниям о музыкальном воспитании детей, родители обязательно должны стать единомышленниками педагога
Воспитание и обучение представляют собой две стороны единого процесса воздействия на сознание ребёнка. Чтобы ребёнок вырос добрым, отзывчивым, милосердным, умел творить добро и сопереживать, мы должны окружить его любовью и красотой. Источником такой красоты является музыка. Человек не рождается с чувством прекрасного, его нужно развивать, воспитывать. В реальной жизни музыка является не только искусством, но и школьным предметом.
Музицировать – в школе и дома
В современных условиях Школы искусств направлены непосредственно на развитие навыков исполнительства и обогащение музыкально-культурного кругозора детей. Цель Школы искусств – сделать музыку достоянием не только одарённых детей, которые изберут её своей профессией, но и всех тех, кто обучается в них. Каждый ребёнок может стать подлинным любителем музыки, активным слушателем, участником школьного и домашнего музицирования.
«Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека», – писал Сухомлинский.
Организация учебно-воспитательного и музыкально-образовательного процесса в Школе искусств основана на взаимодействии педагога-музыканта с родителями ученика. Основы в воспитании ребёнка закладывает, в первую очередь, семья. Она является источником передачи ребёнку не только социально-исторического опыта, но и опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Поэтому возникает необходимость и важность общения педагога с родителями в целях направленного и эффективного воспитательного воздействия.
Учит мыслить и жить
Работа семьи и педагога по воспитанию ребёнка и формированию у него любви к музыкальным занятиям, безусловно, одинаково сложна и интересна. Успех музыкального развития детей зависит от того, насколько верно родители понимают цели и задачи музыкально-эстетического воспитания детей, а также от того, насколько осознаётся ими огромная сила эмоционального воздействия музыки на личность ребёнка. Задача родителей – помочь ребёнку преодолеть трудности, поддерживая в нём желание, стремление и веру в свои силы. Педагог в этом случае выступает как наставник, поясняя необходимость и важность музыкального образования.
Музыкальные занятия воспитывают волю и дисциплину ребёнка. Систематичность занятий на инструменте воспитывает характер, упорство, выдержку. Играющие и поющие дети лучше говорят и пишут, легче запоминают иностранные слова, быстрее усваивают грамматику. Фразы и предложения, запятые и точки, вопросы и восклицания есть и в музыке, и в речи человека. Музыка учит мыслить и жить в согласии с собственным «я».
Родители – помощники педагога
Музыкальная педагогика выделяет несколько направлений для установления тесного сотрудничества между педагогом, ребёнком и семьёй:
1. Помощь родителей в организации и выполнении домашнего задания. Задача педагога – пояснить им систему выполнения домашнего задания.
2. Приобщение ребёнка к концертной деятельности: посещение театров, концертных залов. По возможности семье ребёнка необходимо посещать все мероприятия, организуемые в классе специального инструмента.
3. Присутствие членов семьи на текущем или открытом уроке, где контролируется результативность и эффективность подготовки ребёнка.
4. Организация домашних концертов, семейных праздников, которые способствуют сближению и укреплению контактов между всеми участниками музыкально-эстетического воспитания.
5. Формирование единой мировоззренческой позиции у педагога и родителей.
Приобщаясь к знаниям о музыкальном воспитании детей, родители обязательно должны стать единомышленниками педагога. Именно родители закладывают основы мировоззрения, морали, эстетических вкусов ребёнка. Наибольший эффект достигается там, где действия педагога полностью совпадают с действиями семьи.
Приобщение семей к музыкальному искусству способствует их сплочённости. В таких семьях дети становятся более дисциплинированными, великодушными, ответственными за свои успехи, серьёзно относятся к своим занятиям и увлечениям. Именно союз педагога и родителей является самым действенным помощником в деле воспитания юного музыканта.
Специально для родителей наших учащихся я предлагаю им посмотреть 5-минутное интервью выдающегося артиста и директора Академии русского балета имени А. Я. Вагановой Николая Максимовича ЦИСКАРИДЗЕ.
С уважением
Директор Детской школы искусств № 8
Заслуженный работник культуры РФ
Белоцерковский Олег Вениаминович