Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Синдром неудачника

70 просмотров

Все люди обладают уникальными психологическими особенностями. Именно они влияют на характер, поведение и место личности в окружающей действительности. От них зависит сфера деятельности человека, степень успешности и умение налаживать коммуникационные связи. Однако психологические особенности со знаком минус тянут за собой массу различных последствий во взрослом возрасте. В число таких последствий входит и синдром неудачника.

Психологи о синдроме неудачника

В психологии под данным синдромом подразумевают неблагоприятный вариант развития личности, проявляющийся в повышенном уровне тревожности, неуверенности, а также регулярном и беспричинном волнении. Для таких людей характерны:

  • необоснованные страхи;
  • чрезмерное фиксирование мыслей на негативе;
  • жалость к себе;
  • затрудненное принятие решений.

Зачастую негативный комплекс начинает проявляться в период «затяжной черной полосы», когда человек сталкивается с огромным количеством преград и испытаний, мешающих достичь заветной цели.

Нельзя пренебрегать симптомами аутсайдера у детворы, так как они приводят к трудностям в учебе, работе и коммуникации. Негативный психологический базис влияет на все сферы жизни, а впоследствии сказывается на семейных, деловых и дружеских взаимоотношениях взрослого человека. Так появляется комплекс.

Как родители сами формируют отрицательные качества у детей

Доказано, что именно родители первыми прививают ребенку как положительные, так и отрицательные качества, и поэтому негативные психологические особенности закладываются с подачи взрослых. Специалистами даже выделены типы мам и пап, чьи дети, возможно, станут неудачниками.

  1. Главной предпосылкой к тому, как вырастить неудачника, является деструктивные отношения в семье, например, ребята, находящиеся в роли «жертвы», неспособны быть самостоятельными и нести ответственность за свои поступки, отсюда последующие неудачи.
  2. Иногда родители неосознанно подавляют собственное чадо, обесценивая его деятельность и достижения. Ребенок может показывать высокие результаты в определенной области, которую отец с матерью или учителя считают не столь важной и значимой, например, в спорте, творчестве. Вследствие этого происходит искажение объективной картины детских успехов, происходит подмена оценок. Ребята замыкаются, опускают руки, постепенно начинают чувствовать себя аутсайдерами.
  3. Установки на исполнительность, дающиеся взрослыми, лишь подкрепляют закомплексованность и формируют отрицательные психологические особенности, в том числе обозначенный синдром.

Главные ошибки родителей

Большинство родителей хотят для своего чада лучшей жизни, поэтому окружают его теплом, заботой и потакают любым капризам. Мир маленького человека становится безопасным, но при этом предсказуемым, замкнутым, а также нереалистичным. Излишняя опека мамы или папы тормозит развитие эмоционального интеллекта.

Необходимо знать, что базовые психологические программы закладываются до 7 лет. В этот период дети быстро воспринимают информацию, но пока еще не в состоянии переработать ее критически. Поэтому аутсайдером могут стать дети, родители которых используют прямое внушение.

И для реализации сценария «неудачника» стоит лишь постоянно повторять ребенку определенные фразы. Если экологичные родители используют положительно окрашенные слова, то неэкологичные навешиваю ярлыки:

  • «бездарь»;
  • «неудачник»;
  • «трус»;
  • «безрукий» и т.д.

Подобные ярлыки в виде деструктивных программ постепенно проникают в детское подсознание и с течением времени начинают реализовываться так, как и предписывали взрослые.

Вторая главная ошибка родителей – это подавление инициативности и самостоятельности. Намного легче растить «удобных» детей, которые ничего не требуют и выполняют все просьбы. Повзрослев, такие ребята боятся брать ответственность и испытывают повышенную тревожность.

Ребенок неудачник вырастает и у родителей, предъявляющих излишне высокие требования к оценкам. Иногда в семье весь пласт общения концентрируется исключительно на учебе в школе. Из-за подобных установок у детей формируется «клиповое мышление», которое в зрелом возрасте приводит к неуспешности и несостоятельности. Практика показывает, что пока отличники запоминают массу ненужной информации, троечники активно налаживают коммуникационные связи, нарабатывают полезные навыки и умения.

Что происходит сейчас, когда родители практикуют вседозволенность

Многие современные родители практикуют в воспитании принцип вседозволенности, когда отпрыск не знает никаких ограничений запретов. Они считают, что так воспитывается свободный от запретов и комплексов, уверенный в себе человек. Следовательно, неудачники в такой семье не «родятся». Однако, это опасное заблуждение, у вседозволенности есть обратная сторона.

Исследования показали, что излишняя либеральность в воспитании также приведет к появлению неудачника. Вот каковы последствия вседозволенности:

  1. Не формируются необходимые рабочие навыки;
  2. Отсутствует самодисциплина;
  3. Нет адаптации к отрицательным ситуациям и эмоциям;
  4. Возникают сложности в осознании собственных потребностей и реализации возможностей;
  5. Пренебрежение интересами окружающих;
  6. Неумение организовать свою жизнь.

Данная модель воспитания приводит к нереалистичной самооценке, ощущению собственной неполноценности и ненормальности, а также склонности к агрессии, тревоге, чувству вины и стыда. Эти факторы со временем провоцируют развитие комплекса, ведь ребенок, живущий без рамок и ограничений, становится неуспешным по сравнению со сверстниками.

Рекомендации психологов

Чтобы ненароком не сформировать отрицательный психологический сценарий, специалисты рекомендуют мамам и папам общаться с детьми правильно, то есть, прислушиваться и уважать их мнение, развивать трудолюбие, умение ориентироваться в потоке информации, умение адаптироваться к предлагаемым обстоятельствам. Эти факторы являются залогом успешного и здорового развития.

Если взрослые заметили, что ребенок становится аутсайдером, в первую очередь, следует дать своему чаду ощущение успеха. Важно найти область деятельности, в которой отпрыск смог бы реализовать свой потенциал и достичь высоких результатов, даже если выбранное увлечение не будет иметь прямого отношения к учебе.

Помимо этого, психологи рекомендуют:

  • Предоставлять даже дошколенку свободу разумного выбора, а гнуть свою линию без всякого объяснения;
  • Не фокусировать излишнее внимание на обучении и оценках;
  • Доверять ребенку, подкреплять интерес к окружающему миру;
  • Не отпрыска сравнивать с другими детьми не в его пользу;
  • Чаще заниматься совместной деятельностью и общаться с сыном или дочкой, рассказывая, как в детстве мама или папа справлялись с неудачами;
  • Интересоваться настроением, делами, успехами и неудачами;
  • Не переходить личные границы, унижая и оскорбляя ребенка, даже если что-то не нравится в поведении. Быть тактичным и сдержанным.

Соблюдение данных правил поможет заложить в мальчике или девочке адекватную самооценку и воспитать уверенность, самодостаточность, умение противостоять неудачам. Уверенные ребята легче общаются с окружающими и становятся более успешными во взрослой жизни.