Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Общее фортепиано – необходимый компонент обучения в ДШИ

54 просмотров

Предмет «Общее фортепиано» является одним из звеньев комплексного учебного плана, направленного на приобретение учащимися инструментальных, вокальных и хоровых отделений знаний, умений и навыков игры на фортепиано, получение ими художественного образования, а также на эстетическое нравственное развитие ученика.

          Фортепиано наряду с другими предметами учебного плана является необходимым уроком для музыкального воспитания и предпрофессиональной подготовки учащихся – инструменталистов и вокалистов. Фортепиано является базовым инструментом для изучения теоретических предметов. Поэтому для успешного обучения в детской музыкальной школе учащимся – непианистам необходим курс ознакомления с этим дополнительным инструментом.   

         Условия обучения в классе общего фортепиано существенно отличаются от специального фортепиано: небольшое число часов в учебном плане, место предмета в бюджетном времени учащегося, ограниченные возможности домашней работы для  учащихся, не имеющих дома инструмент. Чтобы помочь своему ребёнку, стоит преобрести хотя бы синтезатор (5 октав), что значительно облегчит ему усвоение новых навыков, а также выполнять домашние задания по теоретическим предметам.

Особенно важными в процессе обучения становятся межпредметные связи. Отсутствие общения с фортепианной клавиатурой делает невозможными полноценные занятия сольфеджио, где закладываются основы знаний, а также выучивание партий хора, дающего ученикам возможность ощутить свой голос частью звучащего произведения. Без фортепиано невозможно и ознакомление с нотными примерами из произведений музыкальной литературы, что является главным условием для знания музыки.  Одна из главных начальных задач общего фортепиано, наряду с работой над техникой игры, развитие слуха и музыкальной памяти.   

На уроках общего фортепиано важен индивидуальный подход к каждому учащемуся.   Успешному овладеванию фортепиано способствует доверие к преподавателю, его авторитет, взаимопонимание, чуткое отношение к малейшим жалобам учащихся на трудности, готовность педагога помочь ребенку. А наличие дома инструмента даёт возможность регулярно закреплять полученные на уроке навыки, более качественно выполнять домашние задания, что помогает ребёнку чувствовать себя уверенней на следующем занятии.

Таким образом, важнейшей задачей преподавателя становится гибкий подход, индивидуальная шкала требований и максимально подробное изложение мотивации обучения учащимся – непианистам в классе фортепиано. Ученик должен четко представлять, что без урока общего фортепиано ему не обойтись в своем специальном классе, и ответственно подходить к выполнению домашних заданий.

Контроль успеваемости учащихся должен проводиться в форме контрольных уроков и зачетов, в довольно мягком режиме. А также необходимо в работе сохранять традицию проведения концертов, пропагандирующую значимость и важность урока общего фортепиано. Таким образом, обучение игре на фортепиано делает личность учащегося многогранной, оптимизирует его творческие способности, развивает его фантазию и воображение, артистичность, интеллект, формирует универсальные способности, важные для любой сферы деятельности.